В год своего 30-летия Группа компаний «ГАМА» спустит на воду уже второй построенный самостоятельно комфортабельный лайнер «Аурум». Такие корабли – многолетняя мечта основателей компании – Дмитрия и Киры Галкиных. Сегодня в бизнесе работают и продолжают дело родителей все трое детей: Кирилл, Никита и Кристина. И эта преемственность дает жизнь новым амбициозным проектам и начинаниям, не позволяя останавливаться на достигнутом.
Сила компании в крепкой семье
Круизная компания «ГАМА» была образована супругами Дмитрием и Кирой Галкиными в 1994 году. В то время на Волге занимались организацией круизов около 50 фирм (только в Нижнем Новгороде их было одиннадцать). Почти все исчезли. Почему успешно развивается «ГАМА»? Размышляя над ответом на этот вопрос, Дмитрий Галкин утверждает, что заниматься нужно тем, что тебя поистине увлекает: «Я получаю огромное удовольствие – вплоть до мурашек по коже, когда начинает идти построенное нами судно, получение такого восторга и есть цель бизнеса».
Важнейшим фактором успеха он считает то, что ГК «ГАМА» – это семейная компания. «Я первый предприниматель в истории своей семьи, – рассказывает Дмитрий Галкин. – А у наших с Кирой детей другая база, у них есть трамплин. И наша задача сделать так, чтобы они с трамплина взлетели вверх».
Сейчас каждый член семьи Галкиных «несет свою вахту» в ГК «ГАМА». Кира Васильевна руководит системой общепита на всех десяти кораблях компании. Старший сын Кирилл управляет загородным отелем «Волга» и реабилитационным медицинским центром «Янтарь». Средний сын Никита отвечает за строительство флота. Младшая дочь Кристина – студентка ННГУ им. Лобачевского по специальности «Менеджмент международного и внутреннего туризма» и уже работает в семейной компании, постигая основы обслуживания клиентов.
Дмитрий и Кира Галкины считают, что правильное воспитание детей – это главная цель их жизни. Правильное – значит, дети должны находить удовольствие в плодотворном творческом труде, а не в безделии и излишнем потреблении. Их дети: Кирилл Никита и Кристина школьниками и студентами начали подрабатывать в ГК «ГАМА» на низовых должностях, чтобы на собственном опыте понять ценность заработанных денег. В то же время Дмитрий Николаевич считает, что молодежи нужно дать возможность самим искать свой жизненный путь. Дети Галкиных сами выбирали вузы, в которые пошли учиться. А придя работать в ГК «ГАМА», сами выбрали наиболее близкие им направления в компании. «Я привык получать удовольствие от работы, и хочу, чтобы такое же удовольствие получали мои дети, – объясняет Дмитрий Галкин. – Миссия нашей компании – делать людей счастливыми во время туров на теплоходах. И наша семья продолжит строительство судов и организацию туров до тех пор, пока люди хотят путешествовать по рекам, потому что это делает счастливыми и нас».
Лайнеры для неизвестной России
Изначально для организации туров компания «ГАМА» брала теплоходы в аренду. Затем приобрела собственный флот из шести судов, покупая и реконструируя туристические теплоходы. «ГАМА» поддерживает их в исправном состоянии, но на это требуется все больше сил и средств. А основатели компании мечтали о новых лайнерах – более комфортабельных и экономичных, используя которые можно будет показать россиянам «другую» речную Россию.
Из 100 тыс. км водных путей России только 50 тыс. км имеют глубины, по которым могут ходить суда с большой осадкой. На остальных нет гарантированной глубины. А потому Дмитрий Галкин задумал построить такой лайнер, который совмещал бы комфорт пятизвездочного отеля и малую осадку, чтобы возить туристов по новым, недоступным для других речных судов маршрутам. Для этого в собственном конструкторском бюро ГК «ГАМА» был разработан лайнер с уникальными характеристиками. В прошлом году судостроительное предприятие компании построило первый лайнер ПКС-180 «Золотое кольцо», в июне этого года планируется выход второго корабля данной серии - «Аурум».
Многолетняя мечта семьи Галкиных осуществилась. «В европейской части России, по сути, крупные туристические теплоходы ходят только по двум маршрутам: от Нижнего Новгорода или Москвы вниз по Волге до Астрахани или от Москвы до Санкт-Петербурга и Соловецких островов. Между тем у нас много интереснейших «боковых» рек: Ока, Кама, Сура, Ветлуга, Вятка, Северный Донец… Там из-за мелководья вообще нет туристического флота. Благодаря нашим новым судам мы можем возить туристов и сюда. Но первое, что пришло нам в голову, – возродить некогда популярный у россиян, но заброшенный из-за мелководья Оки маршрут, который называется «Московская кругосветка», – рассказал о своей давней задумке Дмитрий Галкин.
«Московская кругосветка» стала востребованной у россиян
На «Московской кругосветке» лайнер «Золотое кольцо» отработал навигацию 2023 года. С московского Северного речного вокзала корабль проходит через центр Москвы (под мостами, где ни одно из существующих круизных судов из-за больших габаритов проплыть не может), мимо Московского кремля, Парка «Зарядье» и Парящего моста до Южного речного вокзала. В новом формате с новой экскурсионной программой, которая позволяет туристам посетить города Золотого кольца: Ярославль, Кострому, а также и другие малые и большие города России: Углич, Дубну, Москву, Щурово (Коломна), Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Нижний Новгород…
Россияне положительно оценили и новый лайнер, и новый маршрут. Уже со второй половины навигации загрузка «Золотого кольца» превысила 80% и начались активные продажи на 2024 год. К концу декабря на нынешнюю навигацию была продана практически половина туров. В этом году по тому же маршруту начнет возить туристов и «Аурум»
Важнейшей составляющей этого успеха Дмитрий Галкин считает особенности конструкции корабля. Зрительно судно получилось легким и воздушным, потому что остеклено практически 100% – где бы на нем ни находились пассажиры, у них создается впечатление, будто они посередине реки. Лайнер рассчитан на 170 туристов. Во всех каютах делюкс есть приватные балконы, где можно посидеть в уединении, полюбоваться открывающимися видами. А в сьютах на просторных террасах даже установлены джакузи, где гости могут понежиться в воде. Но на корабле много и общих пространств: прогулочные палубы, ресторан, два бара, тренажерный зал, спа-зона с парикмахерской, массажным салоном и хаммамом.
У лайнера очень низкий расход топлива. Благодаря высокой степени автоматизации судно управляется малым экипажем – всего девять человек (сопоставимым по пассажировместимости трехпалубным теплоходом управляет команда из 28 членов). А потому компания сумела обеспечить привлекательные цены туров на этом комфортабельном лайнере. «Экономика этого судна для нас оказалась очень хорошей, – рассказывает Дмитрий Галкин, – мы уже в первый год эксплуатации «Золотого кольца» смогли не только выплатить лизинговые платежи и окупить затраты, но даже часть средств осталось на зиму».
По расчетам Дмитрия Галкина, объем рынка маршрута «Московская кругосветка» составляют три корабля. То есть, три лайнера проекта ПКС-180 смогут работать здесь прибыльно, не мешая друг другу. А потому уже сейчас решается вопрос о закладке третьего судна серии. В России больше никто не строит туристических кораблей со схожими характеристиками.
В основе бизнеса должны быть инновации
Поиск возможностей ухода от лобовой конкуренции с другими компаниями – один из важнейших бизнес-принципов Дмитрия Галкина. Он считает, что заниматься надо чем-то инновационным, чего еще нет на рынке.
В качестве примера инноваций может служить проект, задуманный и реализованный старшим сыном Дмитрия Галкина – Кириллом. Это медицинский реабилитационный центр «Янтарь» в Кстовском районе. Здесь оказывается полный комплекс услуг по проживанию и реабилитации больных после тяжелых травм, инфарктов, инсультов, онкологических заболеваний… Ничего подобного в Нижегородской области еще не было. Медицинский центр «Янтарь» был открыт компанией «ГАМА» в 2018 году. Сейчас спрос на услуги центра уже превышает его возможности. А потому готовится реконструкция здания, после которой число пациентов здесь будет увеличено с 91-го до 120-ти.
С 2007 года судостроительное подразделение компании и принадлежащий ГК «ГАМА» завод «Мета-Ком» занимаются ремонтом и обслуживанием круизного флота компании. Сегодня этим направлением руководит средний сын основателей компании Никита Галкин.
В 2010-м «ГАМА» разработала проект нового корабля, использовав инновационный колесный движительно-рулевой комплекс, благодаря которому суда могут двигаться по мелководью. Постройка такого корабля на стороннем судостроительном заводе обошлась бы слишком дорого. Кроме того, российские судостроительные предприятия в то время не справлялись с внутренней отделкой и оснащением туристических лайнеров, которые соответствовали бы современным требованиям. А потому было решено заказывать на стороне только корпус судна, а всю работу по его достройке организовать на пристани возле загородного отеля «Волга», принадлежащего Группе Компаний.
В 2011 году первое инновационное прогулочное судно с колесным движителем «Сура» на 120 пассажирских мест было спущено на воду. После по той же схеме были построены еще два таких же корабля. Затем – значительно более крупные «Золотое кольцо» и «Аурум».
Такая система работы позволяет компании существенно удешевить строительство флота. «На стоимость корпуса судна мы повлиять не можем – его изготавливают на сторонней верфи, бОльшую часть оборудования и материалов нам также приходится закупать по рыночным ценам. А вот цены на работы по достройке нам удалось снизить в два-пять раз», – рассказал Дмитрий Галкин.
Кроме того, наличие собственного конструкторского бюро позволяет гибко вносить коррективы в проект. Лайнер «Золотое кольцо» проектировался в иной геополитической реальности, а потому для его строительства планировалось использовать некоторое количество механизмов и комплектующих из «недружественных» сегодня стран. После введения антироссийских санкций для достройки «Золотого кольца» были найдены их высококачественные российские или китайские аналоги. А при строительстве «Аурум» использовались уже почти исключительно российские материалы и комплектующие. Из китайского здесь остались только душевые кабины и ковролин.
Цель – десять лайнеров за десять лет
В собственности ГК «ГАМА» находятся шесть двух- и трехпалубных туристических судов советского времени постройки. Компании удается поддерживать эти корабли в хорошем состоянии, но с каждым годом на это тратится все больше сил и средств. А потому компания планирует в ближайшие десять лет увеличить свой флот судами серии ПКС-180 (такими же, как «Золотое кольцо» и «Аурум») до десяти лайнеров.
Но бизнес по организации речных туров очень жесткий. Навигация на реках России длится, в лучшем случае, шесть месяцев. Оставшиеся полгода доходов бизнес не приносит, а расходная часть – существенная. Поэтому, по мнению Дмитрия Галкина, привлечь для строительства судов коммерческие кредиты по существующим в России ставкам невозможно. Однако, в последние годы развивать речной транспорт в стране помогает государство. Так, лайнеры «Золотое кольцо» и «Аурум» построены благодаря участию в льготной программе Государственной транспортной лизинговой компании – средства выделялись на 15 лет под 3% годовых.
В настоящее время в России разработана Государственная программа строительства до 2030 года более 200 гражданских речных судов также на льготных условиях за счет привлечения средств из Фонда национального благосостояния. Кроме того, государство готово компенсировать до 25% стоимости нового корабля при сдаче старого судна на утилизацию. «Нашу инициативу по продлению строительства судов серии ПКС-180 поддержал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, и мы рассчитываем на включение проекта в новую госпрограмму. В этом случае, в ближайшие десять лет количество таких лайнеров у нас возрастет до десяти, – говорит Дмитрий Галкин. – Ведь большим преимуществом компании «ГАМА» является то, что мы на деле доказали, что эти суда востребованы и окупаемы».
Он уже с увлечением рассказывает о будущих маршрутах. К примеру, из Москвы или Санкт-Петербурга по Петровским обводным каналам Ладоги и Волхову в Великий Новгород и озеро Ильмень. Затем, с еще большим увлечением, о внуках-дошкольниках – будущих продолжателей династии. ГК «ГАМА» еще не раз найдет, чем удивить туристов.
Справка NB
Группа компаний «ГАМА»
ГК «ГАМА» – многопрофильный холдинг, в который входят судоходная компания «ГАМА», имеющая десять теплоходов, туристическая компания, Загородный отель «Волга», Медицинский реабилитационный центр «Янтарь», судоремонтный завод «Мета-Ком», которое осуществляет ремонтные и строительные работы на кораблях и на земле, животноводческое хозяйство «Мета-Ком Агро» в Лысковском районе на 800. голов КРС и другие активы.
Основатели компании – супруги Дмитрий Николаевич и Кира Васильевна Галкины. Старший сын Кирилл Галкин закончил ННГУ им. Лобачевского по специальности «Мировая экономика», в настоящее время управляет Загородным отелем «Волга» и Медицинским реабилитационным центром «Янтарь». Средний сын Никита Галкин закончил Юридический факультет НИУ ВШЭ, возглавляет Конструкторское бюро и завод «Мета-Ком». Дочь Кристина Галкина учится в ННГУ им. Лобачевского и уже работает в компании.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.